Введенский Александр Иванович - I
(1856-1925), философ, крупнейший представитель русского неокантианства. Председатель Санкт-Петербургского философского общества (1897-1917). Труды по психологии и логике.
II
(1888-1946), церковный деятель. Один из лидеров «обновленческого движения» в Русской православной церкви. В 1900-х гг. выдвинул программу модернизации православия. Участвовал в разработке литургической, канонической и приходской реформ. После раскола так называемой «Живой церкви» (1922) - глава «Союза общин древлеапостольской церкви».
III
(1904-1941), русский поэт. Входил в литературную группу ОБЭРИУ (1927-30). Печатался в коллективных сборниках (1926, 1927), детских журналах «Ёж» и «Чиж» (с 1928). В поэмах «Кругом возможно Бог» (1930 или 1931), «Потец», «Некоторое количество разговоров» (обе 1936-1937), стихах («Элегия», «Где. Когда») - эффект бессмыслицы как поэтический приём познания иррационального смысла бытия (главные мотивы - время, смерть, Бог); пьеса «Ёлка у Ивановых» (1938) предвосхитила драматургию «театра абсурда». Подвергался необоснованным репрессиям (1931-33, арест и ссылка; 1941).
ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1888-1946) - идеолог и митрополит русской обновленческой церкви.
-----------------------------------
ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1856-1925) - российский философ, крупнейший представитель русского неокантианства. Председатель Санкт-Петербургского философского общества (1897-1917). Труды по психологии и логике.
ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1856-1925), русский философ, психолог, логик. Родился в Тамбове 19 марта 1856. В 1881 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Его учителями были философ М.Н.Владиславлев и историк К.Н.Бестужев-Рюмин. После магистерского экзамена был командирован на два года в Германию (1884-1886), где слушал лекции Куно Фишера в Гейдельберге. В 1888 защитил магистерскую диссертацию Опыт построения теории материи на принципах критической философии. С 1890 Введенский - профессор философии Петербургского университета, где читает курсы логики, психологии, истории философии. Введенский был одним из инициаторов создания при Петербургском университете Философского общества. 31 января 1898 на первом заседании Общества Введенский, в качестве его председателя, сделал доклад Судьбы философии в России. К его наиболее фундаментальным трудам относятся: Логика как часть теории познания (1909, всего четыре издания), Психология без всякой метафизики (1914, 3 издания). Основывая собственное учение ("логицизм") на принципах кантовского априоризма, Введенский трактовал априорность в смысле необходимости исходных, недоказуемых в системе знания, но "заведомо годных для знания" суждений. Хотя ни одна из школ западноевропейского неокантианства не оказала на Введенского непосредственного и серьезного влияния, его понимание методологических задач "критической" философии в целом соответствовало общему направлению развития кантианства (в частности, в ряде существенных моментов было близко принципам теории познания Г.Когена и В.Виндельбанда). Достоверность познавательной деятельности, по Введенскому, ограничена пределами сознания, основополагающим законом которого является "объективирование" ("неотделимость я от не-я", "я без не-я пусто"). В "логицизме" Введенского априорному (аксиоматическому) знанию противопоставляются как не обладающие научной достоверностью знания апостериорные (опытные) и метафизические (основанные на вере). Ведущая роль в познании отводится логике, которая в отличие от психологии, выполняющей, по Введенскому, лишь описательные функции, - основной инструмент проверки научной состоятельности теоретического знания. Вместе с тем логический закон противоречия, считал Введенский, при всей его важности не имеет абсолютного значения и для мышления только "нормативен" ввиду возможности мыслить противоречие. В качестве примера, подтверждающего такую возможность, Введенский ссылался на геометрию Н.И.Лобачевского. Объект естественно-научного исследования должен быть отнесен к "нашим представлениям о вещах". В конечном счете реальность бытия объектов такого рода устанавливает не наука, а метафизическая вера. Введенский видел в метафизике как "морально обоснованной вере" необходимый элемент мировоззрения. Он допускал также возможность особого "метафизического органа познания" и реальность "мистического восприятия". Идеи Введенского нередко становились предметом философских дискуссий. С ним полемизировали Э.Л.Радлов, С.Н.Трубецкой, Н.О.Лосский, Н.Я.Грот, М.И.Каринский и другие русские мыслители. В 1920-е годы Введенский выступал против атеизма, доказывая принципиальную неосуществимость его конечных целей. Умер Введенский 7 марта 1925.
ЛИТЕРАТУРА
Введенский А.И. К вопросу о строении материи. СПб, 1890 Введенский А.И. О пределах и признаках одушевления. Новый психофизиологический закон в связи с вопросом о возможности метафизики. СПб, 1892 Введенский А.И. Судьбы философии в России. М., 1898 Введенский А.И. Философские очерки. СПб, 1901 Введенский А.И. Новое и легкое доказательство философского критицизма. СПб, 1909 Зеньковский В.В. История русской философии. Париж, 1950